Мертвая сборная

О СТОЛЯРЕ И ПЛОТНИКЕ

Обратимся к объективным фактам. Наша сборная не вышла в четвертьфинал чемпионата Европы из самой слабой группы. При этом Евро недвусмысленно показал нам и уровень той группы, из которой мы на первенство отобрались — посмотрите не только на результаты, но и на игру ирландцев. Я не хочу сказать, то все это — плохой результат. Напротив, это — нормальный результат. Для нашей сборной. Средней по европейским меркам сборной. Давайте уже соберемся с духом и признаем: эта сборная сыграла в свою силу.

А как же взлет четырехлетней давности, спросите вы? Во-первых, правильно — это был именно взлет. То есть команды прыгнула выше головы. Подсознательно мы все это понимали, иначе бы не радовались так чрезмерно, как радуются, когда падает на твою голову какое-то совершенно незаслуженное миллиардное наследство. Во-вторых, давайте разберемся, за счет чего же он стал возможен? Думаю, ответ, учитывая то, что костяк команды остался неизменным, ясен, как белый день: за счет блестящей тренерской работы.

Недавно вычитал в интервью главы фонда «Национальная академия футбола» Сергея Капкова любопытное признание: «Хиддинк по сравнению с Адвокатом – это как столяр по сравнению с плотником». Не вдаваясь в тонкости работы по дереву, следует признать: Гус показал, что намного сильнее. Прошло четыре года, но все мы помним, что наша сборная в первую очередь покорила тогда своей физической подготовкой, запасами энергии. «У этой команды всегда был полный бак бензина», — говорил в ту пору тренер той сборной Игорь Корнеев. У команды Адвоката с бензином были явные проблемы. Как он израсходывался в товарищеском матче с итальянцами, так больше ребята на заправку и не заезжали. Полагаю, у объективных людей нет иллюзий: даже в матче с чехами наши ходили по полю пешком.

Потом, в матче с поляками Аршавин, по меткому выражению нашего эксперта Евгения Ловчева, «чуть не блевал на поле». Будем надеется, что исключительно от усталости. И вы знаете, как ни странно, у меня нет по этому поводу претензий к главному футбольному «чипсоеду». Напротив, мне жалко его. Футболист реально замечательный. Однозначно лучший в своем поколении. Но то ли возраст начал брать свое, то ли странный сезон с переездами Лондон-Питер не лучшим образом на здоровье отразился, то ли тренеры ошиблись с подготовкой… Впрочем, какая разница? Ну видно же, что у парень умирает уже к 20-й минуте матча, зачем его насиловать? Вспомните Спалетти, который невзирая на имя и на крайнюю нужду именно в таком креативном игроке, не спешил ставить Андрея в основу после его возвращения в «Зенит». Выпускал на последние минуты, на скамейке мариновал. Потому что доверял своим глазам.

Адвокат же доверял мифическому, повторяя, как мантру, одну категорическую фразу: «Аршавин будет на поле, потому что может создать гол из ничего». Хотя был, например, Измайлов, который наилучшим образом проявил себя в товарищеских играх. Причем именно движением радовал, неуступчивостью, желанием играть, —характером, словом. Когда минут за 10 до конца матча с Грецией, Марата наконец-то послали на замену, я молил, чтобы заменили Аршавина. В этом была бы какая-то сверхидея, признание Диком своих глобальных ошибок по ходу матча. Я верил, что только в этом случае футбольный Бог может попытаться вернуть нам надежду на четвертьфинал. Но поле покинул Анюков, и я понял, что выхода из группы нам не видать.

О БАТАРЕЙКАХ И УТКАХ

Кстати, в плане потери энергии, замена Анюкова тоже была объяснима — и он «сдох». Да полкоманды можно было менять! Не чувствовал Дик этого что ли? Что за редкий вид голландского упрямства: вместо того чтобы заменить подсевшие батарейки у любимой игрушки, он продолжает надеяться, что они еще чуть-чуть поработают, особенно если из потрясти, лизнуть языком, поменять местами. Думаю, каждый на своем жизненном опыте знает, что при таком подходе батарейки обязательно откажут в самый неподходящий момент. Так и произошло. Впечатление о своей неадекватности Дик усилил на послематчевой пресс-конференции, заявив, что «сборная играла хорошо». Что ж она тогда не выиграла, черт подери?!

Адвокат явно просчитался с физической подготовкой команды. А могло бы быть иначе, если б он целиком и полностью отдавал себя сборной? Футбол не терпит сослагательных наклонений, но, согласитесь, что посылать национальную команду на крупный турнир во главе с «хромой уткой» — это недоработка. А с обиженной «хромой уткой» (Адвокат ведь не только заранее объявил, что уходит в ПСВ, но и заявил о своих в связи с этим претензиях к Российскому футбольному собзу) — это уже просто слабый менеджмент.

Итак, мы промахнулись и с выбором тренера изначально, и завалили работу с ним уже по ходу. Даже преемника не подготовили (по поводу уже нашедшего техническую работу в «Динамо» Бородюка нет же иллюзий, правда?). В итоге четыре года — коту под хвост. Сборная не прогрессирует по результатам. В ней почти нет новых лиц, состав на перспективу не наигран. Сейчас это абсолютно бездыханная, мертвая сборная. Мы собственноручно ее убили, выпив из нее все соки.

О ПОЗИТИВЕ

Похоронив ее без почестей в Варшаве, теперь придется создавать новую. Кто и как будет это делать — вопрос сейчас, наверное, самый интересный. В связи с этим меня крайне огорчили послематчевые высказывания президента РФС Сергея Фурсенко.

— Мы построили очень неплохую сборную, — заявил он в смешанной зоне. — Она сегодня неплохо сыграла. Все сгубила досадная оплошность в конце первого тайма, который сборная провела, я считаю, блестяще. После этого греки почти всей командой встали в ворота и забить было очень тяжело.

Ну то есть все нормально у нас. Позитив сплошной. Так, неповезло чуток, бывает…

При всем уважении к Сергею Александровичу, не готов с ним согласиться. Сборную никто не строил. Продолжали использовать предыдущую постройку имени Хиддинка. Именно поэтому сейчас вместо сборной — руины и строить придется наново. А неповезло — это чехам в матче с нами. Поражение же от греков настолько логично вытекает из всей предыдущей деятельности сборной России, что я, каюсь, его не единожды предсказал, это легко проверить.

Мне искренне жаль, если мы с Фурсенко действительно настолько противоположно смотрим на итоги этого чемпионата. Хотя бы потому что если его все устраивает, то, значит, и дальше наша команда будет демонстрировать столь же плачевные результаты. И в 2018-м году нам уготован удел Польши — вылет после группового этапа на домашнем турнире. Лично я — против этого, простите.

P. S. Через пару часов после игры в отеле сборной я стал случайным свидетелем омерзительных сцен. Пьяные, хамоватые и крайне обеспеченные болельщики (другие и не могут жить в этой же гостинице, где номер стоит порядка 600 евро) прямо в лицо оскорбляли и унижали российских игроков. Статус элитных постояльцев, видимо, был столь высок (один из них козырял титулам депутата Государственной думы), что даже присутствовавшие при инциденте представители службы безопасности РФС не могли с этим толком ничего поделать. В результате футболистам, в частности, Аршавину и Шаронову, приходилось самим отстаивать свои честь и достоинство. Чуть до драки не дошло. По чисто футбольной части — минус. По части охраны — минус. По работе с болельщиками — минус. По отношению сборной к прессе — минус. Да когда же будут хоть какие-то достижения?



М. Григоренко: точно не собираюсь уезжать в КХЛ
Мария Кириленко проиграла в первом круге UNICEF Open
Роджер Федерер намерен выиграть золото Олимпиады благодаря спокойствию