Михаил Чеканов, главный тренер женской сборной, расказал о себе

Родился я в Курганской области, как говорится, в рабоче-крестьянской семье. Потом мои родители поехали ударниками на комсомольскую стройку – так мы оказались в Свердловской области, где начался мой путь в хоккей. Как и вся детвора в те времена, а это были шестидесятые, играли мы сначала на замерзшем пруду. Потом была игра за школьную команду, мы выступали на городских соревнованиях, на первенство Урала — постоянно были в призёрах. А затем пришла пора призыва в армию, и я оказался в команде СКА (Свердловск). Однако хоккейная карьера не задалась – месяца через четыре я получил тяжёлую травму. Врачи сказали — если продолжишь заниматься хоккеем, то надолго тебя не хватит, но получишь проблемы со здоровьем, так что выбирай: либо хоккей, либо живи и занимайся своей спиной. Пришлось заканчивать и думать о жизни без карьеры хоккеиста.

Ещё будучи в армии, я сдал контрольный экзамен, и мне пришло подтверждение о зачислении в Омский институт физической культуры. Там я получил высшее образование, при этом активно принимал участие в общественной деятельности. Оттуда я уехал в Надым – занимался в детско-юношеской школе с детьми. А после этого по распределению попал в Высшую школу тренеров в Тюмени и поехал в ГЦОЛИФК в Москву. Работал со сборной Москвы, сделал её чемпионом, там же, решением тренерского совета, мне было сделано предложение работать в «Спартаке».

С 1990 и по 2011 год работал в «Спартаке» во всех возрастах. Получал, поначалу, самые проблемные, слабые команды, «подхватывал», так сказать. А в 1999 году принял ребят 94 года рождения – и до выпуска в 2011 году эту команду довёл – то есть, проработал с ребятами от начала и до конца. Наверное, это была самая продуктивная команда в моей практике – 11 человек входило в сборную России по своему возрасту, мой коллектив постоянно выигрывал или был в призёрах, один раз только пятое место заняли, да и сборная Москвы успешно выступала. Звание заслуженного тренера получил, когда Владимир Плющев, руководивший юниорской командой, выиграл чемпионат мира — там было несколько моих воспитанников.

После окончания контракта мне предложили остаться в «Спартаке», причём было несколько должностей на выбор – вплоть до директора школы. Однако там дело с договором несколько затянулась – а тут Федерация хоккея Китая, которая уже года два за мной «ходила», сделала мне предложение. Я и решил попробовать себя в новом качестве – приобрести опыт тренера в женском хоккее. Причём, идея о том, чтобы набрать в хоккей девочек возникла ещё в 1996 году – мы тогда со «Спартаком» постоянно ездили на сборы в Крым. Трудности не пугали, наоборот, лишь добавили мне опыта и психологической уверенности. А я довольно сильно занимаюсь психологией – это мне помогает в коммуникабельности, находить решения в трудных, конфликтных ситуациях, приходить к компромиссам. И работая в женской сборной Китая мне это очень помогало – хоть и был языковой барьер (объяснять приходилось через переводчика), но знание мимики и жестов помогало достичь понимания.

С 2002 по 2007 год я также уезжал тренировать на сборах в Латвию и Швецию, и после этого организовал в Набережных Челнах (нынче он находится в Елабуге) учебно-тренировочный лагерь, который успешно работает. Там я занимался планированием и целиком наладил учебно-тренировочный процесс. Перенял именно ту систему подготовки, которую используют шведы – а к ним приезжают учиться даже североамериканские команды. Мне там даже довелось поучаствовать в подготовке, а потом и вообще — три недели тренировать швейцарскую команду «Давос». Так им подошли мои методы тренировки. Вот всё лучшее, что есть у шведов, в Европе, я и привнёс в тренировочный процесс – и получился симбиоз: российского понимания хоккея, североамериканского с европейским.

В Высшей школе тренеров я учился у Тарасова Анатолия Владимировича. Тарасов, несомненно, был уникальным педагогом – и в плане подготовки и в плане психологии. Он заставил меня «фантазировать» — буквально заставлял из одного простого, обычного упражнения сделать двадцать пять-тридцать, чтобы упражнение было интересным, небанальным, не приедалось игрокам на тренировках. Такие разнообразные упражнения помогают тренерам исправлять недостатки в подготовке игроков, неустранимые однообразными, изматывающими и скучными тренировками.

С игроками обязательно надо работать индивидуально. Надо не только развивать сильные стороны — крайне необходимо работать над устранением недостатков – ведь человек не может быть однобоко развит. И если недостаток присутствует, он обязательно даст отпечаток и на самые лучшие качества, снизит общий уровень игрока. Поэтому, если работать над исправлением, устранением недостатков, и подтянуть, превратить его из неумения в умение – игрок выйдет на намного более высокий качественный уровень. Ну и обязательно надо быть в контакте с подопечным – ведь человек должен развиваться как личность. Это очень важно! И я горжусь своими учениками, своими воспитанниками, я всегда стараюсь пережать им свои знания, часть своей души. Когда в день рождения мне позвонило человек 40 моих воспитанников – было очень приятно, наверное, это самая лучшая благодарность за работу.

Оκончание следует.



Китай был сильнее Южной Кореи на домашнем этапе Гран-при
Ховард: Заменить Никласа Лидстрёма невозможно
Пучкова проиграла на старте квалификации Уимблдонского турнира