Генменеджер сборной Беларуси — о ситуации вокруг национальной команды

На заседании исполкома ФХРБ Владимиру Сафонову было предложено освободить должность генменеджера сборной Белоруссии. Причём с довольно спорной формулировкой – «некомпетентность». Впрочем, неоднократный медалист спартакиад СССР, бывший функционер «Локомотива» и «Атланта», экс-тренер трёх национальных сборных и ряда клубов постсоветского пространства не теряет надежды остаться на своём посту и продолжить работу. В разговоре с Goals.by Сафонов прокомментировал последние события в белорусском хоккее.

— На последнем заседании исполкома ФХРБ Игорь Заичков предложил отправить вас в отставку. Как приняли это известие?
— Не ожидал такого решения. Все вопросы, которые были в сборной, мы своим штабом решили. В национальной команде все занимались своим делом: тренеры — тренировали, медицинские работники — следили за здоровьем и нагрузками, а в моей компетенции была организация всех сборов и турниров, заказ экипировки, поддержка связи с игроками. Хейккиля сказал, что всё было организовано на самом высоком уровне. Никаких нареканий ни со стороны тренерского штаба, ни со стороны федерации, ни со стороны игроков не было. Поэтому был удивлён, когда на заседании исполкома озвучивались претензии вроде того, что сборная жила далеко и на завтрак ходили неорганизованно.

— Даже не предполагали, что события могут пойти по такому пути?
— Задачу не выполнили — это да. Но тренер грамотно всё проанализировал и сказал, почему результат не достигнут и как развиваться дальше. На чемпионате в организационном плане мы не уступали ни канадцам, ни американцам.

— У председателя федерации к вам нареканий не было?
— Нет, наоборот, Ворсин поблагодарил за проделанную работу.

— Готовы продолжать работу со сборной?
— А почему нет? Мы только начали выстраивать систему сборных.

— Не обидели слова некоторых членов исполкома о вашей некомпетентности?
— Свою работу знаю и как тренер, и как функционер. Причем за свою жизнь пришлось потрудиться во многих командах. Приведу пример ярославского «Локомотива», где работал на протяжении нескольких лет. Там всегда требовали только положительного результата — других вариантов просто не существовало. Вот и в сборной Белоруссии хотел выстроить работу по такому же принципу — чтобы у ребят не было нареканий по поводу организационных моментов.

— Создавалось впечатление, что вас хотели сделать крайним.
— Не держу ни на кого обид. В штабе мы все едины и виноваты вместе. Себя оправдывать в такой ситуации также не могу.

— Кари Хейккиля назвал программу спаррингов перед чемпионатом мира слишком насыщенной. Неужели восемь матчей за месяц это много?
— Не думаю. План товарищеских матчей в подготовительный период заранее продумывался и анализировался. Тем более календарь «Евровызова» был двухгодичный. И в прошлом году всё то же самое было, только соперники поменялись. Сейчас Ярослав Завгородний (генеральный секретарь ФХРБ. — Прим. ред.) выехал в Барселону на совещание международной федерации для утверждения календаря на следующий год. Перед этим он советовался с Хейккиля. И Кари сказал, что его всё устраивает. Единственное, попросил договориться так, чтобы последний турнир перед чемпионатом мира белорусы проводили дома.

— За неделю до исполкома «Прессбол» опубликовал статью про вас.
— Конечно, видел её. Сразу после прочтения посетила мысль подать в суд на автора. Статья эта полностью искажена, мягко говоря, это дезинформация. В этом же тексте меня хотели поссорить с Крикуновым. Тех слов, что приписали мне, я не говорил. По-моему, они принадлежали Контаровичу, но это точно слова не Сафонова. Про 23-е место Польши в рейтинге — тоже неправда. Когда я работал с их национальной сборной, она была на 15-17-м местах. В польской федерации ценили мою работу и хотели продлить сотрудничество. Однако я решил вернуться домой.

Когда работал в Ярοславле, меня в Белоруссию пригласил Владимир Наумов. Я согласился и сказал, чтο мне нужнο минимум три гοда, чтοбы выстрοить систему пοдгοтοвки резерва.

— Откуда эта цифра — три года?
— Руководствовался опытом тех лет, когда работал в школе «Юность». Чтобы завоевать первую медаль в истории белорусского хоккея, мы трудились с тренерами четыре года. Начали с поколения 1962 года рождения, затем подтягивали и выводили на высокий уровень следующие генерации. В результате белорусские команды с 1982 по 1991 годы неизменно боролись за медали и частенько побеждали на соревнованиях спартакиады народов СССР или на финальных турнирах молодёжного первенства Союза. Последними пробившимися в призовую тройку стали ребята 1975 года рождения. Также белорусские ребята стали попадать в юношеские и молодёжные сборные Советского Союза. Затем СССР распался, и мы стали вариться в собственном соку.

Необходимо отметить, чтο тοгда ради пοбеды и воспитания высοкοкласснοгο хοккеиста тренерский κоллектив шκолы «Юнοсть» работал как единοе целοе. И наша работа была вознаграждена присвοением восьми специалистам звания «Заслуженный тренер БССР». А игрοки, в 80-е гοды прοшлогο века прοшедшие через мою систему пοдгοтοвки, затем на дοлгие гοды стали оплотοм национальнοй сборнοй Белоруссии. Миκульчиκ, Андриевский, Расольκо, Хмыль, Копать, Макрицкий, Бекбулатοв, Шумидуб, Занκовец, братья Панκовы. Борщевский выигрывал Олимпиаду и чемпионат мира. Потοму пοсле предложения Наумова я, памятуя о прοшлом опыте работы с резервом, об особеннοстях пοдгοтοвки юных спοртсменοв, и для выпοлнения ставившихся передο мнοй задач определил минимальный срοк сотрудничества в три сезона.

— Значит, статья — враньё?
— Журналист просто хотел сделать из меня какого-то сказочника. Показалось, что статья какая-то «специальная». Прочитал её несколько раз и решил, что на неё не стоит обращать внимания. Пусть она останется на совести журналиста.

— Спортивные чиновники перед заседаниями любят почитать прессу. Эта публикация может лишить вас должности?
— Возможно. Не могу констатировать, но, возможно, эта статья заказная. Могу опровергнуть её почти по всем фактам.

— Как относитесь к критике, которая обрушивается на федерацию в последние годы?
— В последнее время хоккей в нашей стране критикуется всеми. И во всём винят федерацию. Я абсолютно не согласен с такой критикой. Почему-то все думают, если мы построили 23 катка, то на этой площадке, как грибы в лесу, сами вырастут 23 игрока для сборной. Главная наша проблема — кадры. У нас сейчас работает больше 100 тренеров во всех детских школах. Из них 50 не имеют никакой категории. За последние 10 лет ни один специалист не получил заслуженного тренера за воспитание нового поколения. Вторая проблема — недостаточное финансирование. Не каждый родитель может купить ребёнку необходимую экипировку. Те же проблемы и в школах. Люди думают, что в федерации сидят бездельники и весь процесс идёт стихийно. Это не так. Мы готовы выслушивать всё — и критику, и похвалу. Правда, иногда до абсурда доходит.

— Например?
— Говорят, в федерации наживаются. Это ложь. Здесь работают обычные люди, где каждый отвечает за свой участок работы.

— Евгений Ворсин подал в отставку…



Думбия прибыл в расположение ЦСКА
Гаврилова проиграла во втором круге теннисного турнира в Хертогенбосе
Брукс: для «Оклахомы» ещё ничего не потеряно