Мессина совершенно не изменился. Хотя с чего бы ему меняться, времени прошло всего ничего. Это расстояние сделало его более весомым на вид. И реноме НБА и «Лейкерс» – казалось, год назад итальянский мэтр улетел на другую планету. В сущности, так оно и было. Только Дон Этторе, улетая, намекал на то, что вернётся. И как выяснилось, обещание держит не хуже Карлсона.
В пресс-зал новый старый главный тренер вошёл бодрой походкой и в сопровождении президента клуба Андрея Ватутина – всё как в старые добрые. «Рад представить Этторе Филипповича, – отрекомендовал наставника босс клуба. — Мы увиделись две минуты назад и обнаружили, что явились в абсолютно одинаковых пиджаках и брюках. Забавное и одновременно знаковое совпадение».
Дальше Ватутин принялся расставлять точки над i. По его словам, никаких переговоров ни с кем другим ЦСКА не вёл ни минуты. Йонаса Казлаускаса могли заменить только на Мессину – или не менять вовсе. Точка. Теперь, когда «второе пришествие» всё же состоялось, контракт с живой легендой команды подписан по схеме «2+1», что очень любопытно. Любопытно потому, что по его условиям Мессина сможет использовать опцию досрочного расторжения только после двух лет работы, только в случае предложения из НБА и только на должность главного тренера. Подстраховались хорошо, ничего не скажешь.
– Андрей Владимирович, проясните ситуацию с анонсированной ранее трёхлетней программой развития клуба, под которую приглашался Мессина. Что она подразумевает? Спортивные результаты, новый подход к комплектованию команды, структурное развитие? – первый вопрос из зала был довольно витиеватым.
– А вы ведь сами только что на него ответили. Нельзя планировать только на год. Нужно держать в уме именно трёхлетний цикл. Прежний цикл ЦСКА Мессины был отмечен фундаментальностью, стабильностью. Вспомните, после его ухода Евгению Пашутину не пришлось менять многое. Он во многом использовал фундамент, заложенный предшественником. А сейчас у нас есть необходимость создавать фактически новую команду, ведь у нас только семь игроков без опции выхода из контракта. Об этом как-то забыли за последний месяц. Если даже уйдут только те, у кого есть возможность перебраться в НБА – а это Кириленко, Крстич, Швед и Воронцевич, – это будет огромной проблемой. Добавьте сюда переезд на Ходынку, работу со спонсорами, телевидение – всё это части программы развития. Думаю, будет даже создан специальный департамент, который будет этим заниматься.
Естественнο, не забыл руκоводитель вспοмнить дοбрым словом и предыдущегο главнοгο тренера. «Порядοчный и мужественный человек, какие тοльκо и приживаются в ЦСКА. Огрοмнοе, огрοмнοе ему спасибо».
– Ходят слухи, что у Казлаускаса есть предложения от российских клубов. Их руководители вам не звонили, не просили проконсультировать или посодействовать в его переходе?
– Нет, меня никто о подобном не просил. В настоящий момент я ничего не знаю о планах Йонаса. Но предложения у него, естественно, есть. В том числе и из России.
Мессина тοже решил не остаться в стοрοне:
– Второй раз я прихожу в ЦСКА – и второй раз после выдающегося специалиста, проделавшего огромный объём работы. Само собой, многое из этих наработок буду использовать и я. А вообще всё, что я сейчас могу сказать, — это то, что я счастлив. Вместе с этим, работа в ЦСКА — это большая ответственность. Смотреть на прошлое нам нужно как на мотивацию. Сердце и желание (последние два слова итальянец произнёс по-русски).
– Оставить Кириленко – приоритетная задача? Разговаривали ли вы с ним?
– Теперь, после того как контракт подписан, я поговорю лично с каждым из игроков. Насчёт Кириленко всё просто: он выдающийся игрок, и мы очень надеемся, что он останется в ЦСКА. Но это его решение, мы можем только дождаться его.
– Тренерский штаб определён?
– Дима, Эвалдас, Бенас останутся в штабе (ассистент главного тренера Дмитрий Шакулин, тренер по физподготовке Эвалдас Кондратавичюс и тренер-скаут Бенас Маткявичюс. – Прим. «Чемпионат.com»). Плюс, посоветовавшись с президентом клуба, найду себе ещё одного ассистента.
– Что из опыта, полученного в НБА, вы хотели бы перенести сюда?
– У нас в ЦСКА много игроков, которые побывали в НБА или могли бы там играть. Мы очень близки к этому уровню. Можно позаимствовать многое. Умение грамотно распределять время, выстраивать подготовку, скаутинг. Ещё одно: мы можем взять многое, но, увы, НБА может забрать многих игроков у нас.
– Что изменилось в ЦСКА за время вашего отсутствия?
– Мне кажется, ЦСКА как организация развивается и прогрессирует каждый год. Это лучший клуб в Европе, вне всяких сомнений. Но для меня было очень важно, что люди, которые здесь работают, не изменились.
– Швед и Воронцевич в ближайшее время могут оказаться в НБА. Что скажете о прогрессе этих игроков?
– Я многих отправлял в НБА, но всегда говорил: сначала выиграйте что-нибудь здесь, тогда вас будут больше уважать там. По этому принципу за океан уезжали Данилович, Жинобили, Барньяни. Сейчас игроки стараются уехать раньше. И я это понимаю – это ведь их мечта.
– Когда вы уезжали из Москвы три года назад, ваш сын Филиппо плакал. А как он воспринял новость о возвращении?
– Так он и из Мадрида уезжать не хотел. Он ведь малыш, ему не хочется расставаться с друзьями, со школой. Но сейчас, когда ему сказали, что папа снова будет тренировать ЦСКА, он первым делом спросил: можно мне будет встретиться с Кириленко? А второй вопрос был такой: мне выдадут снова мою майку? Он ведь в Москве всё время ходил в майке ЦСКА с номером 7. Когда ему сказали, что и то и другое возможно, он сказал: «О’кей, едем». Надеюсь, он пойдёт в баскетбольную школу ЦСКА. Его тренеру, правда, будет сложно, но (смех в зале)…
– За год в НБА вы ни разу не разочаровались в этой лиге?
– Нет, ни разу.
– А что вы привнесли в свою игровую философию после года в НБА?
– «Транзишн», его важность. Убедился ещё раз, насколько действенным бывает быстрый переход от обороны к атаке. Второе – это ограничение контакта во время тренировок, когда на подготовку мало времени. Например, «Лейкерс» в минувшем сезоне провели 80 матчей за 150 дней – сумасшедший график. В таких условиях не то что тренироваться — думать некогда. Это может нам пригодиться и здесь, ведь количество матчей в разных турнирах с каждым годом растёт. Ещё там много работы с видео и индивидуальных занятий. Вдобавок к этому я увидел много любопытнейших решений в концовках. В Европе можно было бы тоже более эффективно работать с тайм-аутами. Эти четыре вещи я бы хотел использовать.
– Кого из игроков «Лейкерс» вы бы забрали с собой, если бы была возможность?
– Ответ на этот вопрос вы знаете не хуже моего – Коби Брайанта, конечно же.
– Четыре года назад вы сказали мне, что ваш вариант победного состава – это восемь ветеранов и четыре молодых игрока…
– Тогда это было именно так. Но сейчас ситуация несколько изменилась. Теперь матчей всё больше и больше, так что нужен и больший крен в сторону глубины состава. Причём это очень сложная задача. К примеру, на рынке очень много хороших игроков, но многие из них не согласны на сокращение игрового времени. Играть хорошо и много – это привлекательная идея для каждого. А вот играть так же хорошо, но меньше – это для многих проблема.
– То есть ставка на опытных легионеров в ущерб молодёжи…
– (Перебивает.) Погодите, это неправильная формулировка! Вспомните, в мой первый сезон Курбанов стал открытием года, в четвертьфинале с «Барселоной» сыграл 16 минут, будучи 19-летним. Потом я привёл в клуб Воронцевича. Попросил клуб подписать этого сибирского парня и дал ему игровое время. Я отправил на площадку 17-летнего Шведа… Не настаиваю на своей гениальности, но не обижайте меня, я человек ранимый (смеётся)!
– Финал НБА смотрите? За кого болеете?
– За «Оклахома-Сити». Считаю, что если они выиграют пятый матч, то сумеют стать чемпионами. Но сейчас «Майами» выглядит сильнее, конечно.
– Последний вопрос: Италия победит Англию в четвертьфинале футбольного Евро-2012?
– Об этом лучше спросить у Балотелли (улыбается). Наш тренер изначально делал ставку на связку Кассано и Балотелли. Вот для них и настал момент истины.