О деталях назначения на новую должность Михаил Варнаков уже рассказал, а еще с удовольствием поделился своим мнением о футбольной сборной России. Также болельщики были обеспокоены дальнейшей судьбой ХК «Саров», где Варнаков был главным тренером. Теперь пришла очередь поговорить о главном – о том, что ждёт молодёжную сборную по хоккею в будущем и как новый тренер попытается привить билялетдиновский стиль игры.
В НОГУ СО ВЗРОСЛОЙ СБОРНОЙ
— Вы говорили о важности того, чтобы молодёжная сборная шла в ногу с основной сборной России. Могут ли молодые ребята работать по той же схеме, что и взрослые, опытные игроки?
— У каждого тренера есть свой подход и свои требования. Иногда они серьезно разнятся, иногда в каких-то нюансах. Есть свои требования и у Зинэтулы Хайдаровича. Не секрет, что я сподвижник Билялетдинова, мы с ним работали шесть лет в «Динамо» и два — в «Ак Барсе». И я не скрываю, что именно он мне первый позвонил и предложил возглавить сборную.
Причины? Вроде бы успешный сезон, но были некоторые проблемы, в связи с переходом игроков в сборную. У Билялетдинова есть ряд требований по командной игре, которые, кстати, на этом чемпионате выполнялись беспрекословно. Даже в последний момент подъехавшие Овечкин и Семин не начали разговоры об игровом времени, а стали сразу спрашивать, как и в какой ситуации им играть. В итоге все были настроены и на оборону, и на атаку в едином ключе. Вот, например, Женя Кузнецов пришел в команду, и у него были некоторые проблемы. Он впервые столкнулся с подобными требованиями, конечно, ему тяжело вписаться в эти схемы. Поэтому чем раньше игроки это услышат, тем лучше будет. Тот, кто придет в национальную команду из молодежной, уже будет понимать что делать и как делать. Вот это и значит – идти в ногу обеим сборным.
Но в то же время молодым талантливым ребятам необходимо выделять и время для творчества. Ведь в итоге Кузнецов же планирует не только играть в четвертом звене, как в этом году он играл с Женей Кетовым. Побегали, поборолись, потолкались… Но через год-два он должен стать одним из лидеров сборной.
— Кузнецов был лидером в молодёжной сборной, играл в первом звене. Понятно, что он не может стать сразу лидером взрослой команды. Как вы будете учить таких условных кузнецовых перестраиваться с первого звена на четвертое?
— Тут надо понимать – когда ты начинаешь выстраивать командную игру, то сразу она не получается. Хоккеисты концентрируются на выполнении определенного задания, а на эмоции уже сил не остается. А когда эти системы у них укладываются в голове, всё отрабатывается до автоматизма, то появляется легкость в принятии решений, больше фантазии. И поэтому на этом этапе каждый может уже в полной мере проявить свой талант. И чем раньше люди все это увидят и усвоят, тем лучше.
Еще в наше время абсолютно все чешские команды играли в один стиль: дети, юниоры, взрослые. Да и в Канаде уже так происходит. Все поняли, что без тактики никуда. Да, раньше было больше романтики, но 25 лет прошло, и эта романтика ушла. Даже бразильские футболисты от этого отказались, потому что проигрывать не хочется. И все-таки это нормальный, естественный вариант развития.
— Всё-таки хоккей всегда был в России если не первым, то вторым видом спорта по популярности.
— Он был вторым, но вы помните, что до 2008 года 15 лет сборная команда не выигрывала золото, да и серебро и бронза пару раз были, если не ошибаюсь.
— Но «молодежка» всегда показывала высокие результаты.
— В «молодежке» полегче в том плане, что если ребята талантливые, то они себя скорее всего проявят. Но вот как раз переход на взрослый уровень происходит тяжело. А особенно сейчас, когда Билялетдинов говорит, что он от своего мнения не отступит, а команда будет играть только так, а не иначе.
— Вам по душе стиль игры, который прививает Билялетдинов? Не слишком ли этот стиль скучноват, строг?
— Если в команде есть исполнители, они нормально подготовлены тренером, у них нормальная психология, они хотят и могут, то не будет этот стиль скучным. Если ребята хотят жить одной командой, то и работать они будут. Конечно, и соперник может такой же тактики придерживаться, возможно, будет играть роль случай, но без системы никто больше не играет. Финны выиграли в прошлом году чемпионат – разве они играют как-то по-другому? А чехи? Это организованная игра, борьба, все до единого играют в один и тот же хоккей. Только дисциплина, без нее никуда.
— Молодым игрокам привить дисциплину сложнее? Захотят ли они играть по строгим схемам?
— Что значит – захотят? Если хочешь играть в национальной команде, то ты будешь выполнять требования тренера. Но и задача тренера убедить игрока, доказать, что это очень важно, а не просто навязать. Я всегда во всех своих командах ребятам говорил, что если вы что-то будете делать из-под палки, то это даст какой-то результат. Но долго это не продержится, ведь надо понимать, для чего ты это делаешь. Такой человек, как бы немного обиженный, но выполняющий требования, — это как мина внутри команды. Человек, который сознательно всё делает, с душой, принесет больше пользы. И это тоже работа тренера.
— Говорят, что молодежный хоккей – бессмысленный и беспощадный: можно выигрывать 3:0 в первом периоде, а потом проиграть 4:6. И как в эту бесшабашную игру втиснуть билялетдиновскую модель?
— Не надо их никуда загонять. Они должны знать азы, причем и при Брагине они этому учились и многое умели. Да многие уже так тренируют, не только Билялетдинов. Никого уже не удивляет европейский стиль игры. Теперь уже всем хочется, чтобы была дисциплина, порядок и результат.
ТРЕНЕРСКИЙ ШТАБ И ИГРОВОЙ СОСТАВ
— На последних двух чемпионатах мира молодежная сборная выступила успешно: золото в 2011-м и в этом году – серебро. Сложно приходить в такую успешную команду?
— Конечно, люди ждут повторения успеха, и я сказал в ФХР, что действительно тяжело приступать к работе, когда предшественник работал успешно. Я честно сказал, что гарантий никаких я не могу дать – спорт непредсказуем. Но буду стараться.
— Какие задачи перед вами поставлены?
— Только золото, конечно. Причем эта задача поставлена даже не нами, а поколениями. Сама история нам предъявляет такие требования. Мы будем делать все, что от нас зависит.
— Костяк сборной в следующем сезоне сохранится?
— Зависит от многого. Вот есть у нас игроки, которые могут пройти первыми номерами драфта НХЛ, – Наиль Якупов и Миша Григоренко. Оба могут уже в этом году закрепиться в НХЛ в командах, их выбравших. Если это произойдет, то мы их не увидим на чемпионате мира. НХЛ не делает перерывов для молодёжного чемпионата. Так что мы можем остаться без двух таких талантливых ребят. Плюс никто не застрахован от травм, поэтому тяжело давать прогнозы.
— А вы как тренер молодежной сборной не будете этот вопрос поднимать – об отъезде молодых игроков?
— Тяжелый вопрос. Ребята играют в североамериканских юниорских лигах не первый год, и слава богу, что играют. В любом случае смысл работы нашей — чтобы игрок рос. И если парень уже в таком возрасте играет в НХЛ, то зачем ему мешать? Поэтому, если удастся собрать всех лучших на чемпионате мира, – отлично. Но могла быть ситуация, что Малкин, Дацюк и другие не приехали, а играли бы в финале Кубка Стэнли. Тогда как-то по-другому пришлось бы решать задачи сборной.
— До тех пор, пока Брагин со сборной не выиграл чемпионат мира, все говорили о том, что с провалом в детском хоккее нам еще лет десять талантливой молодежи не видать.
— Кузнецов и Тарасенко – это как раз первые ласточки после того «выпавшего» поколения начала 90-х. Что дальше? Вот я уже упоминал Якупова и Григоренко. Россия всегда славилась талантами, но как они будут появляться – это уже работа школ. Вратари тоже есть – тот же Василевский. Все-таки я просматриваю видео и замечаю: у наших два момента, из них полумомент – от синей щелкнул, а у соперника три момента, но ни одного гола. Есть талантливые игроки.
— Кроме Евгения Корешкова, кто еще войдет в тренерский штаб?
— Пока этот вопрос решается. Об участии в работе Корешкова мы сразу объявили, потому что он всех знает, он очень полезный человек в сборной. А другие кандидатуры пока рассматриваются. В общем-то, команда играла успешно, поэтому нужно пока присмотреться к людям, уже там работающим.
БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ
— 31 июля у вас начинаются сборы, а потом пройдет Суперсерия с Канадой. Вы уже определились с составом?
— Евгений Корешков, главный тренер «Стальных Лисов», который помогал Валерию Брагину, будет и моим помощником. Это правильный выбор, человек знает ребят. Мы с ним уже определили расширенный состав из сорока полевых игроков и трех вратарей. В итоге останется 25 человек, а участвовать будут 22. А осенью вообще у нас будет раздвоение команды: одна из них поедет на Евротур в Швецию, а другая – в Северную Америку. Поэтому этот расширенный состав нам пригодится.
31 числа у нас сбор, медицинское обследование, неделя тренировок, потом мы поедем, 9 и 10 августа, на две игры в Ярославль — и сразу перелёт в Канаду, где 13 и 14 августа состоятся матчи.
— Так уж нужны молодёжной сборной эти встречи с Канадой? Может, все-таки с европейцами поиграть?
— Это не принципиально, будут у нас и со шведами игры, например. Все равно мы и с чехами общаемся, больше знаем друг о друге. А с канадцами – это и дань традиции, заложенной в 70-х годах. Сначала даже планировалось, чтобы национальные команды встретились, но потом сошлись во мнении, что пусть играет молодёжь. Это будет хорошей школой для ребят. Канадцы к нам относятся сейчас уже с большим уважением. Всегда слияние стилей Канады и России толкало развитие хоккея.