Ришар Гаске, которому 18 июня исполняется 26 лет, на протяжении долгого времени считался самым талантливым теннисистом Франции своего поколения – и даже одним из самых талантливых теннисистов своего поколения в мире. На данный момент уже можно констатировать, что Жо-Вилфрид Цонга добился большего, а Гаэль Монфис – не меньшего, чем Ришар, но восемь-десять лет назад именно с Гаске французы связывали основные надежды на светлое теннисное будущее.
Собственно говоря, впервые о единственном ребёнке Франсиса и Марисы Гаске заговорили ещё раньше, когда ему было всего-навсего девять лет. Именно в таком возрасте Ришар, начавший заниматься теннисом в четыре года, появился на обложке, пожалуй, самого известного французского журнала соответствующей специализации – French Tennis Magazine. В посвящённой Ришару статье он был назван «чрезвычайно многообещающим игроком» и с того момента, по сути, был обречён на публичную жизнь и на лежащее на плечах бремя больших ожиданий. Сложно сказать, насколько это помогло Гаске в различные периоды жизни, а насколько помешало, – но, наверное, немногим понравится, когда уже в девять лет тебя объявляют будущей звездой, фактически лишая и так сильно урезанных из-за занятий теннисом остатков детства.
Как бы то ни было, поначалу Ришар оправдывал ожидания, побеждая на детских и юношеских турнирах в различных возрастных категориях. В возрасте до 18 лет, которому обычно уделяется наибольшее внимание со стороны любителей тенниса, Гаске тоже одержал ряд побед, включая триумфы на «Ролан Гаррос» и US Open в 2002 году. При этом француз обыгрывал нескольких будущих теннисистов топ-10 – Томаша Бердыха, Жо-Вилфрида Цонгу, Джона Иснера, которые вдобавок были старше его практически на год, что является достаточно существенной разницей в таком возрасте.
Более того, в том же сезоне, ещё до победы на юниорском «Ролан Гаррос», Гаске дебютировал в основной сетке турнира ATP – и сразу на «Мастерсе». Произошло это в Монте-Карло – как известно, Монако, на территории которого находится этот небольшой город, является ассоциированным государством Франции, и одним из приятных спортивных дополнений в этом плане является выдача нескольких wild card не монегасским, а французским теннисистам. Ришар получил один их прямых пропусков в основную сетку, став благодаря этому самым молодым теннисистом, когда-либо игравшим в основе «Мастерса». При этом Гаске, которому тогда было 15 лет и 10 месяцев, ещё и выиграл матч первого круга у Франко Скиллари – никому не удавалось победить в матче ATP в более юном возрасте на протяжении почти 15 лет. Во втором круге, правда, Ришар уступил Марату Сафину, который тогда был шестой ракеткой мира.
Выиграв после этого два фьючерса подряд и поднявшись уже в третью сотню, Гаске, естественно, получил wild card и на «Ролан Гаррос», где взял один сет у будущего чемпиона – Альберта Косты. После этого до конца года он успел успешно сыграть ещё пару челленджеров (на одном завоевал титул, на другом стал финалистом) и закончил сезон 166-й ракеткой мира. В следующем году на юниорских турнирах 16-летний Гаске уже не выступал, сосредоточившись исключительно на взрослых соревнованиях.
Правда, если челленджеры Ришар выигрывал один за другим, то на турнирах ATP дела у него шли не так хорошо. За сезон-2003 он победил лишь в двух матчах на этих соревнованиях, да и то было это в самом начале года. Тем не менее француз попал в топ-100, установив в итоге ещё один рекорд – он стал самым юным теннисистом, закончившим сезон в первой сотне (на тот момент ему было 16 лет и 5 месяцев). Резкое смещение акцентов с челленджеров на турниры ATP в 2004 году вызвало временное падение Ришара в рейтинг-листе, но благодаря февральскому полуфиналу Буэнос-Айреса Гаске не упал ниже середины второй сотни, а выход в финал Меца в конце сезона максимально приблизил его обратно к топ-100.
Следующий сезон начался для француза… С заболевания ветрянкой, выведшего его из строя на целых семь недель. Зато после возвращения Ришар показал такие результаты, что показалось – вот оно, талант 18-летнего теннисиста наконец-то раскрывается по полной. Начав с победы на двух грунтовых челленджерах кряду, Гаске прошёл квалификацию в Монте-Карло, в третьем круге основной сетки в трёх сетах переиграл Николая Давыденко, а в четвертьфинале одержал сенсационную победу над первой ракеткой мира, Роджером Федерером, выиграв со счётом 10:8 на тай-брейке решающей партии и уйдя с трёх матчболов. В полуфинале, впрочем, француза остановил прокладывавший путь к своему трону грунтовый король – Рафаэль Надаль, у которого Ришар взял первый сет.
На этом Гаске не остановился. В Гамбурге, который тогда ещё был «Мастерсом», воспользовавшись достаточно удачной сеткой, француз пробился в финал, но на этот раз не смог взять ни сета у Федерера, проиграв ему в трёх упорных партиях. Чуть позже француз хорошо выступил и на траве, завоевав свой первый титул ATP в Ноттингеме и пройдя три круга на Уимблдоне. Эти успехи позволили ему подняться уже в топ-20. Не заставила себя ждать и реакция от Ги Форже – в июле Ришар был вызван в сборную и сыграл в «Олимпийском» против тогдашнего проклятия Франции – российской команды. Французы потерпели второе поражение подряд после финала-2002 (на протяжении двух следующих лет им предстояло ещё дважды уступить россиянам в четвертьфинале), а Гаске в первый день обыграл Игоря Андреева, но в третий не справился с Николаем Давыденко.
Закончив тот год в топ-20, в начале следующего Ришар притормозил, не показывая впечатляющих результатов – а грунтовый сезон получился для него скомканным из-за матча Кубка Дэвиса с Россией. Француз потерпел два пятисетовых поражения (сначала от Марата Сафина, потом от Дмитрия Турсунова), но главным следствием этих поединков стала не психологическая, а физическая проблема – растяжение мышцы живота вывело его из строя на месяц с лишним, фактически лишив возможности защитить свои очки на грунтовых «Мастерсах». Титул в Ноттингеме, правда, отстоять удалось, и это стало точкой нового взлёта Гаске. Он победил в Гштааде, стал финалистом «Мастерса» в Торонто, защитил очки за четвёртый круг US Open, затем завоевал третий титул за сезон – на этот раз на харде, в Лионе.
2007 год ознаменовался новой взятой Ришаром высотой. Остановив взлёт своего соотечественника и приятеля, Жо-Вилфрида Цонги, Гаске вышел в четвертьфинал Уимблдона, где его соперником стал ещё грозный тогда на траве Энди Роддик. Американец взял первую и вторую партии и повёл с брейком в третьей, но французу удалось сотворить небольшое чудо. Ришар добрался до тай-брейка, выиграл его, затем преуспел в «теннисной лотерее» в четвёртом сете и, наконец, победил в пятом со счётом 8:6. В полуфинале, правда, Гаске не продержался и двух часов против Федерера, но Роджер тогда в любом случае был слишком хорош на кортах Уимблдона. Благодаря заработанным в Лондоне очкам Ришар поднялся на седьмую строчку, и казалось, что теперь он должен закреплять свои позиции среди топ-игроков…
Но дальше ожидания постепенно начали расходиться с реальностью. Нет, концовку года он ещё провёл на неплохом уровне – правда, был вынужден сняться со второго круга US Open из-за болезни, но следом победил в Мумбаи, стал финалистом Токио, полуфиналистом парижского «Мастерса». Последний результат позволил ему попасть на итоговый турнир года, где он не вышел из группы, но победил третью ракетку мира – Новака Джоковича.
А вот в следующем сезоне всё чаще начали проявляться отрицательные психологические особенности Гаске, выражавшиеся в способности терпеть поражения в матчах, ситуация в которых в какой-то момент была выигрышной, и в том, что он «разваливался» после нескольких обидно проигранных геймов. Пожалуй, впервые это произошло в важном поединке ещё годом ранее, когда в четвертьфинале Кубка Дэвиса-2007 Ришар, отыгравшись с 0:2 по сетам у Михаила Южного, которого уже мучили судороги, не сумел дожать оппонента в пятой партии. В 2008 году же самым ярким примером был матч в четвёртом круге Уимблдона. Гаске взял два сета у Энди Маррея, в третьем не дожал соперника и уступил на тай-брейке – и после этого француза на корте буквально не стало. Маррей легко выиграл оставшиеся две партии, а Гаске потерял больше половины очков за прошлогодний полуфинал и, не защитив после этого ещё ряд результатов, в итоге закончил год в третьем десятке.
По сути с тех пοр серьёзных дοстижений у Ришара не было. Он превратился в крепκогο середняка, κотοрый находился в середине (а тο и в κонце) первогο «пοлтинниκа», изредка дοбирался дο решающих стадий мелких турнирοв ATP и не претендοвал на чтο-либо серьёзнοе на крупных соревнοваниях. Безусловнο, не дοбавила ему ни настрοения, ни вистοв скандальная истοрия с дисквалифиκацией из-за кοкаина. 9 мая 2009 гοда было объявленο, чтο взятый в κонце марта анализ дал пοложительную прοбу на вышеупοмянутый нарκотиκ, и Гасκе был дисквалифицирοван. Правда, пοзже он был оправдан, оправдавшись тем, чтο кοкаин пοпал в егο организм в результате пοцелуя с девушκой в нοчнοм клубе. Разрешение вернуться в тур вступило в силу 16 июля, и Ришар пοсле этοгο выразил благοдарнοсть Рафаэлю Надалю, κотοрый сильнее всех пοддерживал егο в период дисквалифиκации.
В начале 2010 года Гаске окончательно расстался с Эриком Дебликером, который с перерывом тренировал его больше четырёх лет. Год работы с Габриэлем Маркусом прогресса в плане результатов не принёс, и в первой половине следующего сезона Ришар начал сотрудничество с Рикардо Пьятти. Эта смена наставника помогла Гаске добиться нескольких неплохих по меркам последних лет результатов – четвертьфинала «Мастерса» в Индиан-Уэллсе,
полуфинала аналогичного турнира в Риме, по пути к которому обыграл Роджера Федерера и Томаша Бердыха. Следом Гаске добрался до 1/8 финала на «Ролан Гаррос» и Уимблдоне и впервые с 2008 года подобрался вплотную к топ-10, заняв 11-ю строчку – но развить успех не сумел. После этого ни на одном турнире до конца года Ришар не выиграл больше двух матчей и опустился в конец первой двадцатки, где находится и сейчас. Конечно, у Гаске ещё есть время и возможности для того, чтобы совершить рывок наверх – пусть не в суперэлиту, место в которой ему когда-то пророчили, но, во всяком случае, в топ-10. Посмотрим, удастся ли ему с толком использовать оставшиеся годы карьеры, и пожелаем удачи в этом непростом деле.